Компания Lila Lou Design подготовила совершенно новый, имеющий все шансы стать революционным, концепт яхты с подвижными парусами. В проекте конструкторского бюро представлено судно, по обоим бортам которого расположены парные мачты и гики, которые позволяют объединить энергию ветра с электрической мощностью вертикально установленных воздушных турбин.
Компания Lila Lou Design подготовила совершенно новый, имеющий все шансы стать революционным, концепт яхты с подвижными парусами. В проекте конструкторского бюро представлено судно, по обоим бортам которого расположены парные мачты и гики, которые позволяют объединить энергию ветра с электрической мощностью вертикально установленных воздушных турбин. Инженеры данного проекта удвоили площадь парусности, благодаря чему яхта теперь может «захватывать» энергию ветра и развивать невиданную ранее скорость. Учитывая эту новую особенность, для лучшей устойчивости судна его пришлось снабдить двумя килями и подвижным бульбом. Революционность не всегда непрактична, не правда ли?
«В основу концепта «Ankida» положено наше видение того, какой должна быть эволюция парусных яхт — главным аспектом новой разработки является изменение конфигурации мачты, парусов и киля. Мы сместили мачту из центра в сторону, изменив традиционное расположение, чтобы структурно объединить всю парусную систему с корпусом корабля и надстройкой. Благодаря такому решению появилась возможность объединить мощность моторов с получаемой энергией ветра, и таким образом увеличить энергоэффективность до максимума», — рапортует компания Lila Lou Design. Очевидно, что во многом «Ankida» будет полагаться на автоматические механические системы и ультрасовременные программы навигации, управления и прогнозирования погодных условий. Конструкторы этой яхты хотели создать «умное» судно с максимально независимой системой самоуправления.
«Традиционное» расположение мачты посередине яхты приводит к концентрации на палубе и внутренних помещениях большого давления и напряжения, которые не распределяются равномерно. Новая концепция обладает еще одним существенным преимуществом: благодаря новаторскому дизайну палубное пространство судна теперь представляет собой совершенно свободную от технических конструкций, огромную зону отдыха с широкой панорамой морских просторов. Разработанные конструкторским бюро мачты «Ankida» легкие, гибкие и буквально «вливаются» в общий дизайн, благодаря чему возникающее напряжение более равномерно распределяется по всему судну. Именно дизайн мачты обеспечивает изюминку этого концепта…
Конструкция яхты и ее операционные возможность позволяют покрывать большие расстояния и выбирать оптимальный курс судна в зависимости от направления ветра и погодных условий. Для того чтоб компенсировать крен, который создается из-за солидной площади парусности, бульб автоматически передвигается по левому или по правому борту, оптимизируя центр масс, и именно на основе этого удается добиться максимально полной отдачи от работы всей конструкции, которая во многом полагается на полную автоматизацию механизмов управления. Разработчики предусмотрели также использование свободной энергии и наличие нескольких вертикальных ветряных двигателей, расположенных между двумя мачтами, энергия от которых передается на бортовые электросистемы. Благодаря всему этому «Ankida» может по праву считаться судном, которое скользит по водным просторам на энергии ветра.
Со стороны каждой мачты расположены параллельные относительно друг друга гики. Конструкция была бы малоэффективной, если бы они «затемняли» друг друга, поэтому гики могут разводиться под разными углами к борту и поворачиваться (скользить) вперед и назад. Этой маневренности удалось добиться благодаря тому, что каждый гик составлен из двух элементов, поэтому он может легко складываться и раздвигаться. Внутренний элемент гика — основа этой функциональной «пары», прикреплен к мачте. Его внешняя часть соединена с внутренними шкотами, натяжение которых регулируется бортовым компьютером. Благодаря этому, два элемента гика могут разводиться на достаточное расстояние друг от друга, что позволяет обращать всю площадь паруса к ветру. С помощью шкот также можно регулировать угол паруса, при желании направляя яхту в бейдевинд.
Когда яхта идет в фордевинд, гики расходятся от каждой из мачт на угол в 180º градусов, что позволяет судну набрать максимальную скорость благодаря взаимодействию ветра и парусов. Принцип действия этой конструкции очень схож с работой традиционной системы стоячего такелажа, но в данном случае энергия для движения вырабатывается по обе стороны судна и поступает с каждой мачты. Благодаря этому также удается избежать возникновения крутящей силы, которую традиционная мачта сообщает корпусу судна, и так толкаемому ветром. Благодаря этой конструкции вся энергия направлена на ускорение судна, и скорость яхты существенно увеличится, если развернуть спинакер. Теоретически, можно создать эффект Вентури, усилив воздушный поток между парусами и направить энергию на спинакер. Когда нет необходимости использовать спинакер, он складывается в специальный контейнер, расположенный под воздушной турбиной вверху мачт. Гики для установки дополнительного паруса автоматически выезжают из впередистоящей мачты — в этой парусной конструкции спрятан настоящий воздушный мотор яхты.
Когда судно идет не под парусом, гики вытягиваются по направлению к кормовой части, при этом сами паруса автоматически складываются и образовывают одну линию с прямой кормовой мачтой. Конечно же, яхта «Ankida» может идти и под одним парусом — на левом или правом борту, — благодаря чему обеспечивается вариативность конструкции, которую могут оценить любители морских прогулок: боковой парус не мешает обзору, не закрывает солнце и пр. Предусмотрена максимальная приспособляемость парусов под силу и направление ветра. Именно это достоинство, приумноженное ультрасовременным программным управлением, позволяет ставить парус на нужный угол в соответствии с направлением ветра. Благодаря этому яхта может развивать максимально возможную для себя скорость.
Полуподводные внешние кили, расположенные по бортам судна, позволяют избежать сноса судна даже в условиях сильного крена. И хотя аэродинамика турбины, посаженной на топ мачты, не лучше, чем у амбарных ворот, это с лихвой компенсируется энергией, которую получает яхта благодаря двум парусам. Не нужно забывать и о мощностях, которые вырабатывает находящаяся на борту турбина. Конструкторское бюро Lila Lou приготовило поистине радикальный, а, возможно, и революционный концепт… имеющий все шансы расколоть мнения любителей яхт и вызвать такую же волну обсуждений, как и забитый гол у ярых футбольных болельщиков!